Из Милана в Москву
Содержание
Предметы интерьера, созданные итальянскими дизайнерами, всегда легко отличить от других. Италия является бесспорным законодателем интерьерной моды, и именно поэтому московская выставка i Saloni Worldwide Moscow — филиал знаменитого Миланского мебельного салона — пользуется огромным успехом в России.
Российская публика по-настоящему ценит итальянскую концепцию создания жилого пространства и высокое качество предметов made in Italy. Будь то классическое семейное предприятие с традиционным подходом к производству или компания, представляющая более экстравагантные новинки от молодых дизайнеров, — итальянские производители всегда пользуются повышенным спросом у российских ценителей прекрасного.
На пресс-конференции, посвященной открытию i Saloni WorldWide Moscow, активно обсуждалось сотрудничество двух стран — особенно в условиях новой экономической ситуации. Микеле Томмази (Michele Tommasi), министр-советник Посольства Италии в Москве, отметил общие тенденции: «Проведение выставки является свидетельством интереса российской стороны к продолжению торговых и экономических связей с Италией. Сегодняшние экономические проблемы приходится рассматривать в определенном политическом контексте, но то количество компаний, которые приехали на выставку, действительно впечатляет. Это подтверждает важность российского рынка для Италии».
Еще один участник пресс-конференции, Пьер Паоло Челесте (Pier Paolo Celeste), директор московского офиса Агентства ИЧЕ (Посольство Италии, Отдел по развитию торгового обмена), рассказал о любви российских заказчиков к итальянскому стилю жизни: «Нам радостно видеть в Москве так много итальянских компаний и самих итальянцев. Представленная здесь продукция почти трехсот предприятий из Италии — самая лучшая в данной отрасли. У нас с Россией особые отношения, итальянские товары здесь всегда высоко ценятся и чрезвычайно популярны. Приобретая итальянскую продукцию, россияне покупают часть Италии. И сами итальянцы любят посещать Россию».
Джованни де Понти (Giovanni de Ponti), уполномоченный администратор Federlegno Arredo Eventi Spa, рассказал о девизе выставки: «Выбранный нами девиз «Расти вместе. Взгляд в будущее» говорит о том, что итальянские предприятия верят в российский рынок и его развитие. Оформление жилья должно выполняться качественно, для этого здесь присутствуют инновационные идеи, которые отвечают вкусам российских клиентов. На выставке представлена очень широкая гамма изделий — от классической до современной». По его словам, еще одна важная отличительная особенность выставки — мастер-классы известных дизайнеров. В этом году гостями «Крокус Экспо» стали настоящие звезды итальянского интерьерного и архитектурного мира: Карло Коломбо, Лука Никетто и Чино Дзукки. Модератором мастер-классов выступила журналист и дизайн-критик Ольга Косырева.
О джунглях в Брианце
— Моя работа — это на самом деле моя страсть, мое увлечение. Вот уже более 20 лет я живу с этим с утра до вечера. Область Брианца, где я родился, пожалуй, одна из самых значимых с точки зрения итальянского дизайна. Можно сравнить эту область с джунглями, где работает множество дизайнеров и архитекторов — у них появляется огромное количество идей, большая часть из которых получает свое воплощение в конкретной продукции. Как и все молодые дизайнеры, я начал, надеясь на то, что мое упорство приведет к достойным результатам. Мне хотелось заниматься только этой работой, и ничем другим. Таким образом, с одной стороны, надо быть увлеченным человеком, с другой — мне повезло, что я родился в Брианце.
О начале карьеры
— Я родился в семье ремесленников и впитал в себя традиции, присущие моим предкам. Все детство я провел на фабрике с отцом и видел, как создавались прототипы новых изделий.
Именно с тех времен у меня огромная любовь к форме, красоте, изысканным материалам. Еще будучи студентом Политехнического института в Милане я общался с самыми известными людьми из мира дизайна. Студентом я открыл свою студию и работал с компаниями Cappellini, Flou, Poltrona Frau и с другими фирмами, которые и по сей день являются моими заказчиками. Причем в каждую дверь мне пришлось стучать самому, мне никто не помогал, меня никто не подталкивал. Так, в 23 года я пришел к Джулио Каппеллини, привез ему в машине кресло, которое сам нарисовал, и очень несмело сказал, что я студент факультета архитектуры, что мне очень нравится дизайн и я хочу, чтобы он посмотрел мою работу… У каждого дизайнера есть такая возможность, независимо от того, где он родился.
Как меняется профессия
— Самое главное — это сохранять свое лицо, стараясь при этом не нарушать традиций компании, с которой работаешь. Не могу представить, чтобы Flou делала что-то для Bentley, для Trussardi, потому что у Flou свои особенности, своя история. Самое главное — не успокаиваться, не возводить самому себе памятников. Если я скажу, что выше меня никого нет — это будет началом конца. Надо много ездить, много учиться, сравнивать себя с миром и стараться привносить свой собственный стиль в соответствии с требованиями рынка. Раньше любой вновь созданный предмет мог являть собой неслыханное новшество, сегодня ситуация кардинально изменилась. Экономический кризис, культурный обмен, открытость границ привели к тому, что дизайнеры чувствуют себя не только создателями новых форм, но и частью всего мирового пазла. Дизайн сегодня — это часть мировой картины. Каждый день я должен общаться с компаниями, обмениваться идеями — как дизайнер. И как архитектор я хочу сказать, что у нас есть офисы, где мы создаем проекты, обращая особое внимание на экологичность. Например, в Дубае мы строим остров — первый экологически устойчивый искусственный остров в мире.
Начало на острове Мурано
— Именно на острове Мурано я начал работу с истинными мастерами стекольного производства, и уже тогда понял, насколько важно для дизайнера иметь человеческие отношения с людьми, которые работают на производстве. Тогда я работал со стеклом, это достаточно пластичный материал, но чтобы получилось то, что ты хочешь, надо было объяснить мастеру, чего именно ты добиваешься. Этот опыт очень помог мне в дальнейшем, когда я начал работать с другими материалами и другими компаниями. Однажды мне позвонили из Venini, и тогда я подумал, что моя мечта сбывается. Это самая престижная компания на нашем острове — я понял, что меня приглашают в элиту.
Мысли о производстве
— Дизайнерская работа — это не только работа над формой. Надо также думать о производстве, надо общаться с теми, кто в этом разбирается и может научить. Я не могу сказать, что, начиная работать над каким-то проектом — не только диваном, — я знаю все. Вовсе нет. Мне нужно узнать очень много деталей, я стараюсь получить информацию — например, разговариваю с портными, как резать и кроить материал. Познанию производственных процессов в дизайнерских школах не уделяется должного внимания.
Что первично?
— Есть мнение, что там, где недостаточно развито производство, дизайн тоже неразвит. Но я не согласен с таким мнением. Если вспомнить Голландию — там нет никакого производства, тем не менее есть школа голландского дизайна. И вокруг этой школы появилось огромное число предприятий — малых и не совсем малых. Возможно, я слишком самоуверен, но я действительно считаю, что дизайнеры — это тот локомотив, который тянет за собой производство, потому что помогает понять производителям, как функционируют вещи.
Где искать вдохновение
— Работа дизайнера не заканчивается с окончанием рабочего дня. Иногда вообще не спишь и работаешь 24 часа в сутки. Вдохновение получаешь отовсюду — от фильмов, от встреч с людьми. То, что я делаю, это моя работа, но прежде всего это моя страсть, фантастическое состояние души. Я могу сходить в кино и на следующий день воплотить увиденное в своей работе. Голова как компьютер, в ней соединяются разные вещи, и вдруг находится решение. Вдохновение можно получить от всего — от кино, от спагетти, от культур разных стран. Иногда идея приходит как вспышка: получаешь заказ и сразу понимаешь, что надо делать. Но иногда надо подумать, отфильтровать, поговорить с потребителями, подумать о стоимости, учесть множество факторов. Эти ингредиенты, в конце концов, позволяют приготовить торт, который будет вкусным для всех.
Как стать успешным
— Нужно в первую очередь обладать талантом — без таланта нечего делать. И труд нужен. Необходимо соединить талант и труд. И еще нужно понимать, что дизайнерская работа за последние 20 лет изменилась. Раньше дизайнер занимался только дизайном, а сейчас дизайнер должен быть и адвокатом, и стилистом, и специалистом по public relations. Сегодня дизайнер — это профессия многопрофильная. Ты должен обладать целым рядом способностей, которые дадут тебе возможность стать дизайнером. Но это еще не гарантирует, что ты станешь известным.
О контексте
— Есть два «портрета» архитектора: кто-то считает, что это в первую очередь инженер, другие видят в нем художника. Но это карикатура. Предпочтительнее говорить о третьей модели: помимо инженерных навыков, архитектору следует учитывать культурный контекст, культурой пренебрегать нельзя. Новые постройки в Италии в большинстве своем встраиваются в исторический контекст. Они наподобие прививки, которую делают растению, когда получают новый сорт. Архитектору всегда надо исходить из очень конкретных условий. Итальянская архитектура постоянно чувствует свою связь с античностью. Современные итальянские архитекторы также стремятся работать в этом ключе. Лучшие проекты обязательно вписываются в историческую среду, при этом не происходит прямого копирования. Стремление к новаторству сочетается с внимательным отношением к истории. Для меня концепция города означает «хорошие манеры». Зданию, чтобы вписаться в городскую среду, нужно адаптироваться при помощи неких «хороших манер», вступить в диалог с окружением.
Архитектор: трудности профессии
— У архитектора нет собственных средств производства, он не выбирает, чем заниматься. Часто архитектору приходится считаться с мнением множества людей. Я говорю студентам: если вы хотите самовыражаться — идите в диджеи или музыканты. Архитектор 80% своего времени тратит на то, чтобы улаживать вопросы с заказчиком, с управлением по охране памятников культуры и т.д. Задача архитектора — сделать нечто, что будет выглядеть естественно и одновременно нравиться огромному количеству людей. Это очень непросто. Часто на архитекторов смотрят, как на дизайнеров моды, стилистов. Мне же архитектор представляется в большей степени режиссером, который может объяснить, как нужно ставить свет, как подавать музыку. В результате получается фильм. Но это тяжелый труд.
Проект в Петербурге
— Много лет назад я уже готовил проект для «Набережной Европы» в Петербурге. Потом начались финансовые сложности, и он так и не был реализован. Сейчас это уже третья или четвертая моя попытка. Речь идет о частном конкурсе для побережья Финского залива, где находится новый Морской вокзал. Я еще только начинаю работать над проектом, сделал первые эскизы, но планы очень большие. Что касается Петербурга, город производит странное впечатление. С одной стороны — обворожительная монументальная старая архитектура, и одновременно — довольно новая застройка 80-х годов. Хотя перекличка разных стилей мне представляется интересной. Вроде здесь все европейское, но иногда видишь такое, чего никогда не сможешь понять. Я не думаю, что мне стоит возвращаться к историческому типу застройки, особенно учитывая, что мы предполагаем работать «на выезде» из города. Правильнее будет подчеркнуть связь архитектурного комплекса с морем. Пока я сижу и размышляю…
Возвращаясь к выставке…
Качество предметов интерьера, представленных на выставке, привлекает профессионалов и дизайнеров не только из столицы, но и из других регионов России, стран Балтии и СНГ. Более ста делегатов высокого уровня со всех регионов России посетили эту выставку.
— Результаты мероприятия наглядно показали, что Россия — ключевой рынок для инвестиций, очень важный и для нас, – отметил Роберто Снайдеро, президент i Saloni WorldWide Moscow. – И пусть сегодня у всех непростое экономическое положение, эту сложную ситуацию производители восприняли с решимостью и продемонстрировали оптимизм и уверенность в будущем. Потому и реакция рынка — более чем позитивна: высокому качеству продукции, представленной на выставке, профессиональный уровень посетителей соответствовал полностью».
Обязательная часть — выставка SaloneSatellite WorldWide Moscow — была представлена 39 молодыми дизайнерами из России, стран Балтии и СНГ. Впервые за всю историю проведения конкурса 2-е и 3-е места поделили между собой сразу несколько участников: они набрали одинаковое количество баллов за внимание к окружающей среде и творческий подход. Все победители приглашены для участия выставке SaloneSatellite в Милане: в рамках Salone del Mobile.Milano она пройдет 12-17 апреля 2016 года.
Еще фото с выставки: